Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев.

Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок.

Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах.

Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге.

Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим.

Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации.

Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления.

В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д.

Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими. Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом
  6. Сооружение трубопровода осуществляется в сравнительно непродолжительный период, что обеспечивает достаточно быстрое освоение газовых и нефтяных месторождений, высокую мощность перекачивающих заводов.
  7. На магистралях могут использоваться частично или полностью автоматизированные системы управления процессами.
  8. Трубопроводный вид транспорта обладает лучшими технико-экономическими показателями в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли.

К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством.

Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены.

Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска. Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной.

В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа.

Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км. Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года.

В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны.

В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

«Северный поток»

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года.

Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд.

м3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

«Южный поток»

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году.

Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ.

Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

  • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
  • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
  • Каспийско-Черноморское. Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий.

Читайте также:  Какую трубу положить для канализации

В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно.

В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай.

По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе.

Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

Трубопроводный транспорт нефти и газа: нефтяная труба, перекачка

Нефть, газ и  нефтепродукты можно транспортировать различными способами:  водным путем, железнодорожными и автомобильными цистернами и с помощью системы трубопроводов.

Трубопроводный транспорт нефти и газа является самым экономичным  способом доставки этих природных энергоносителей до места их дальнейшей переработки.

Этот вид транспортировки нефти обладает рядом несомненных преимуществ перед прочими способами доставки, а именно:

  • самой низкой  себестоимостью;
  • трубопроводы есть возможность прокладывать практически  в любой местности местах на любые расстояния и  в любом направлении;
  • трубопроводы отличаются достаточной простотой своего обслуживания;
  • на такую транспортировку не влияют погодные условия, она возможна круглосуточно и в любое время года, что, в свою очередь, позволяет наладить бесперебойную и гарантированную  доставку углеводородного сырья;
  • такой вид нефтяного транспорта легко поддается автоматизации;
  • транспортные потери в трубопроводах – минимальны.

Трубопроводы, назначение которых –  доставка нефти, продуктов её переработки и природного газа на большие расстояния, называются   магистральные.

Кроме того, трубопроводы по критерию перекачиваемого продукта подразделяют на нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы. Если конкретная магистраль предназначена для перекачки одного вида продукта (газового или нефтяного), то их так и называют – мазутопроводы, керосинопроводы, бензинопроводы и так далее.

Справедливости ради,  стоит упомянуть и о недостатках такого вида транспорта, основными из которых являются: весьма значительные капитальные вложения на этапе строительства магистрали и сопутствующей инфраструктуры, а также некоторые ограничения на количество видов перекачиваемых энергоносителей.

Виды трубопроводов для перекачивания нефти, газа и продуктов нефтяной переработки

Магистральный трубопровод характеризуется следующими основными параметрами:

  • длиной;
  • диаметром;
  • пропускной способностью;
  • наличием перекачивающих станций.

Современные магистрали, предназначенные для транспортировки энергоносителей, могут иметь длину в  несколько десятков тысяч километров.

Они входят в состав транспортных комплексов,  оборудованных целым рядом  перекачивающих насосных станций (головных и промежуточных), а также системой станций налива.

В эти промышленные комплексы также включены все необходимые для нормальной работы производственные сооружения и  вспомогательные строения.

Годовая пропускная способность современных транспортных трубопроводных магистралей может превышать 50 миллионов тонн перекачиваемого сырья. Нефтяная труба, применяемая на таких магистралях,  может иметь диаметр 800, 1020, 1220 миллиметров, а некоторых случаях – и более.

При таком способе транспортировки нефти, если её необходимо перекачивать на значительные расстояния, приходится преодолевать весьма серьезные сопротивления гидравлического характера, для чего вдоль всей длины магистральной трубы  строятся  система насосных перекачивающих станций, количество которых зависит от того, какие объемы планируется по этой трубе перекачивать.

В России основные применяемые сейчас трубопроводные магистрали были построены еще во времена Советского Союза, в основном – в период с  60-х по 80-е годы прошлого столетия.

Чтобы оценить объемы проделанной за это время работы, достаточно привести две цифры: в 1960-м году вся советская трубопроводная транспортировка перекачивала 163 миллиона тонн сырой нефти и произведенных из неё на НПЗ продуктов, что составляло 70,6 процента от их общего транспортируемого количества;  а через двадцать лет (1980-ый год) это количество возросло  до 574-х миллионов тонн (90,9 процента от всего транспортируемого объема).

Читать также: Транспортировка магистральным трубопроводным транспортомТребования к автоцистернам для перевозки нефтепродуктов

В настоящий момент все централизованное управление, а также количественный  учет энергоресурсов и перекачка нефти на российские предприятия нефтепереработки и  доставка сырья и готовой продукции до зарубежных партнеров, а также транзит жидких углеводородов по территории нашей страны, находятся в ведении корпорации «Транснефть», в состав которой входят десятки различных подразделений.

На балансе  «Транснефти» находятся следующие основные активы:

№Полезная информация
1 магистральные нефтепроводы  диаметрами от 400 до 1220-ти миллиметров – приблизительно пятьдесят тысяч километров
2 насосные перекачивающие станции – 393 штуки
3 резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов – 867 штук общей вместимостью до  12,7 миллионов кубических метров

Кроме  магистральных, различают также нефтепроводы местные и внутренние.

Внутренние располагаются на территориях добывающих предприятий, а также компаний, занимающихся хранением  и переработкой сырья и получаемой продукции. Если такие трубопроводы располагаются на территориях нефтяных промыслов – они называются внутрипромысловыми; если на территории  нефтебаз – внутрибазовыми; если на нефтеперегонных заводах – внутризаводскими.

Местные – это  нефтепроводы, которыми соединены различные  объекты, принадлежащие предприятиям  разного профиля (к примеру, головные насосные станции нефтяных промыслов и головные станции магистральных  трубопроводов, либо промыслы и  наливные пункты для водного или железнодорожного транспорта,  и тому подобное).

Если говорить о протяженности трубопровода, то все такие сооружения, длина которых превышает 50-т километров, считаются магистральными.

 По критерию диаметр трубы к магистралям относятся диаметры от 219-ти до 1220-ти миллиметров.

Кроме того, магистральными являются те нефтепроводы, основное назначение которых заключается   в доставке углеводородов  от места их добычи до потребителей внутреннего рынка и зарубежных покупателей.

Основные объекты магистрального нефтепровода:

  • головная насосная станция;
  • система подводящих трубопроводов;
  • промежуточные насосные перекачивающие станции;
  • конечный приемный пункт магистрали;
  • линейные сооружения различного назначения.

Головная насосная станция предназначена для приема углеводородного  сырья с добывающих промыслов и последующей его закачки в трубопроводную магистраль. Также здесь производится количественный учет получаемого сырья.

Система  подводящих трубопроводов обеспечивает доставку добытого сырья от промысла до головной насосной станции.

Промежуточные перекачивающие станции обеспечивают восполнение потерь  энергии рабочего потока, которые возникают в процессе преодоления им  сопротивления сил трения.

Другими словами, они поддерживают в трубе магистрали необходимое значение давления. Их размещение зависит от проведенных заранее гидравлических расчетов.

Как правило, расстояние между такими станциями колеблется в пределах от  50-ти до 100 километров.

Читать также: Транспортировка магистральным трубопроводным транспортомОт чего зависят размеры экспортных пошлин на нефтепродукты?

  • Помимо основных сооружений, на головной и на каждой из промежуточных насосных  станций в обязательном порядке присутствуют объекты, задача которых – обеспечить ремонт, водоснабжение, подачу тепла и электроэнергии, а также выполнение  иных функций, обеспечивающих бесперебойную работу.
  • Конечный пункт – это либо нефтеперерабатывающий завод, либо какое-нибудь перевалочное предприятие (нефтебаза, наливная железнодорожная или водная  станция, и так далее) .
  • К линейным сооружениям магистральной системы относятся:
  • основная транспортная  труба;
  • запорная арматура всей магистрали;
  • переходы под землей или под водой (например, под существующими дорогами или при преодолении водоемов);
  • вдольтрассовые линии электроснабжения и связи;
  • станции, которые обеспечивают защиту основной трубы от внешних воздействий, способных её повредить (станции  антикоррозионной, катодной и протекторной защиты);
  • иные сооружения, обеспечивающие нормальную эксплуатацию магистрали.

Способы перекачки нефти и нефтепродуктов

В настоящее время применяется два способа такой перекачки – постанционный и транзитный.

При постанционной перекачке  происходит заполнение резервуаров, размещенных на территориях  промежуточных перекачивающих станций. После их наполнения продукция перекачивается на следующую по трубе станцию. Если такой резервуар на станции – не один, то процесс идет практически непрерывно, поскольку по мере заполнения одного резервуара из другого уже идет закачка обратно в основную трубу.

Транзитная перекачка выполняется или  через промежуточный резервуар, или непосредственно из одного насоса в другой.

 Как правило, промежуточные резервуары при такой перекачке используются для  отделения от нефтяного сырья попутного газа и подтоварной воды.

Если используется система  «из насоса – сразу в  насос», то перекачиваемое сырье  в промежуточный резервуар не попадает, сразу двигаясь  дальше по основной трубе.

Второй способ транзитной перекачки – более совершенен и  экономичен, та как позволяет  обеспечить максимальный уровень герметизации и, как следствие, минимизировать потери легких фракций углеводородного сырья, которые имеют место в ходе естественных испарительных процессов, характерных для резервуарной прокачки. В настоящее время, как правило, в использовании резервуарного оборудования при транзитном способе перекачки необходимость возникает лишь в аварийных ситуациях, а в обычном режиме действует принцип «из насоса – в насос».

В настоящее  время доля нефтей с высоким уровнем вязкости в общем объеме добываемых жидких углеводородов значительно выросла. Перекачка высоковязкой среды  по магистрали с использованием обычных способов – весьма затруднительное дело. В связи с этим применяются следующие перекачивающие технологии:

  • перекачка с использованием разбавителей;
  • перекачка с предварительным подогревом сырья;
  • перекачка с  различными  присадками и так далее.

Наибольшую эффективность показала первая технология, при которой в качестве разбавителя используют либо газовый конденсат, либо более легкие сорта нефти, либо другие виды углеводородов. Смешивание высоковязкой перекачиваемой среды с разбавителем снижает не только значение её  вязкости, но и значение  температуры её застывания.

Перекачка с предварительным подогревом тоже достаточно широко, однако в такой технологии есть некоторые нюансы.

По мере движения в трубе между ней и рабочей средой происходит теплообмен, в результате которого рабочий поток постепенно остывает. Для дальнейшего свободного движения возникает необходимость повторить подогрев.

Такие подогревательные пункты на нефтяных магистралях приходится строить через каждые  50-100 километров вдоль всей основной трубы.

Читайте также:  Секции для заборов из трубы квадратной

Читать также: Транспортировка магистральным трубопроводным транспортомОсновные способы перевозки нефтепродуктов

Кроме перечисленных технологий, вязкость и температуру застывания перекачиваемого сырья можно снижать с помощью особых депрессионных присадок. Для парафиновых сортов высоковязкой нефти  самой эффективной из отечественных является полимерная поверхностно-активная присадка ДН-1. Из импортных присадок хорошо зарекомендовало себя вещество  «Рахаттз». Такие депрессионные присадки добавляют в сырую нефть в пропорции от 0,02 до 0,15 процента от  общей массы прокачиваемой жидкости (в зависимости от степени её вязкости).

Магистральная перекачка нефти-сырца и произведенных из неё нефтепродуктов проходит с  применением как местных  средств автоматики, так и с использованием средств  автоматизации, оборудованных    дистанционным управлением.

Чтобы обеспечить качественный и  своевременный контроль, ремонт и обслуживание трубопровода, он делится на отдельные участки. На каждом из таких участков есть своя насосная станция и штат своих линейных обходчиков.

Именно этот персонал отвечает за текущий эксплуатационный контроль  участка магистрали. Для обеспечения текущего контроля также применяются регулярные  вертолетные облеты  и визуальный контроль при помощи прочих  летательных аппаратов.

Как правило, специалисты-ремонтники есть на каждой  насосной станции.

Строительство головных насосных  станций (ГНС) магистрали стараются производить как можно ближе  к районам нефтедобывающих промыслов.

В составе такой станции обязательно есть  резервуары для приемки  и количественного учета добытого сырья,  а также  устройства, обеспечивающие  запуск очистного скребка, при помощи которого трубопровод очищается от парафиновых отложений. Также в комплекс ГНС входят разделители и другие вспомогательные сооружения.

  1. YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Список используемой литературы:

  • Нефть и Нефтепродукты — Википедия
  • Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
  • Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
  • «Bavarian Clock Haus and Frankenmuth Clock Company». Frankenmuth Clock Company & Bavarian Clock Haus.

Использование трубопроводного транспорта в процессе перевозки грузов

В последние годы трубопроводный транспорт стал играть одну из важных ролей для развития экономики России. И на то есть свои объективные причины.

Дело в том, что в РФ постоянно увеличиваются темпы добычи большинства полезных ископаемых.

Российское государство старается использовать трубопроводный транспорт для осуществления поставок газа и нефти, как по территории страны, так и за ее пределами.

Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

Магистральный трубопроводный вид транспорта используется до того, чтобы доставлять продукты нефтепереработки на огромной территории РФ, а также поставлять их за границу. В состав топливно-энергетической системы входят также те предприятия, которые специализируются на том, чтобы собирать, накапливать и распределять

С каждым годом протяженность трубопроводных транспортных систем растет. Трубопроводным принято называть особый вид транспорта, который представляет собой большой трубопровод, по которому передаются жидкие и газообразные вещества на достаточно дальние расстояния. Чаще всего трубы используется для поставки нефти и газа.

Такой транспорт условно делят на два типа:

  • промышленный;
  • магистральный, который, в свою очередь, подразделяют на нефте- и газопровод.

Они используются для того, чтобы поставлять те или иные продукты нефтеперерабатывающей промышленности с мест добычи до конечного потребителя. Трубопроводный транспорт используют для доставки тех веществ, которые способны поддаваться движению по трубам. Благодаря организованному производству такой процесс осуществляется без остановок. Но у данного типа транспорта есть и другие преимущества.

Преимущества использования трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт характеризуется большим количеством положительных характеристик. Прежде всего, стоит отметить, что такой тип транспорта является выгодным и универсальным. Использование трубопроводных путей исключает потерю груза. Весь процесс поставки полностью автоматизирован. А это значит, что снижается себестоимость доставки грузов.

Использование данного вида транспорта позволяет доставлять практически неограниченный объем нефти и газа. Кроме того, есть возможность осуществлять доставку сразу нескольких сортов нефти. В таком случае их отправляют по трубопроводу последовательно друг за другом.

Еще одним преимуществом такой доставки является то, что она осуществляется круглый год и не зависит от погодных условий. Для того, чтобы увеличить объем поставки достаточно лишь заменить трубы на те, что имеют больший диаметр.

В России постоянно идет процесс усовершенствования трубопроводного транспорта. В ближайшем будущем планируется осуществлять доставку газа в охлажденном виде, что в разы снизить стоимость поставки.

Особенности магистрального трубопроводного транспорта

В настоящее время протяженность трубопроводного транспорта очень значительна и с каждым годом это расстояние только увеличивается. Для того, чтобы построить такое сообщение ушло довольно много лет.

А поскольку строительство шло долго, то в систему вошло оборудование, которое было создано в разный временной период.

На долю рассматриваемого типа транспорта приходится только 7% от числа всех перевозок, но постепенно это число растет.

В роли подвижного состава выступает трубопровод — металлические трубы, которые отличаются различным диаметром. Движение груза осуществляется при помощи давления, создаваемого специальными насосными станциями. В системе транспортировки также есть линейные узлы. Они необходимы для того, чтобы соединять и разъединять магистрали единой рабочей цепи.

Не смотря на то, что такой вид доставки некоторых грузов имеет достаточно большое число явных преимуществ, есть и определенные недостатки, о которых также стоит сказать.

Самым главным является то, что нет возможности изменить направление поставки.

Ведь трубопровод уже построен и для того, чтобы изменить направление груза, потребуется разбирать уже готовый трубопровод и прокладывать новый в заданном направлении. А это дополнительные затраты и время.

Видео:§382 Мировой трубопроводный транспорт

Поиск запроса «трубопроводный вид транспорта» по информационным материалам и форуму

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки.

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта – непрерывность функционирования.

Средний диаметр трубопровода – 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов.

Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная – от нескольких км до нескольких тысяч км.

Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) – к НПЗ; от места добычи (газ) – на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) – на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

  • Преимущества трубопроводного транспорта:
  • — возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;
  • — неограниченность объёмов перекачки;
  • — полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;
  • — отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
  • — автоматизация начально-конечных операций;
  • — самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);
  • — меньшие капиталовложения;
  • — эффективность работы на любых расстояниях перевозки.
  • Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.
  • Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:
  • — повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;
  • — увеличение мощности насосных станций;
  • — создание прочных тонкостенных труб;

— изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

— расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг.

по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов.

Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов – 168 тыс. км, нефтепроводов – 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов – 16 тыс. км.

Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти.

Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

Транспортировка магистральным трубопроводным транспортом

  1. По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты – Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.
  2. Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча – Полоцк – Вентспилс и Мозырь – Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;
  3. Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 – связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;
  4. БТС-2 – Унеча – Андреаполь – Усть-Луга;
  5. Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;
  6. Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;
  7. Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон, Снегиревка – Одесса;
  8. Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;
  9. Нижневартовск – Самара;
  10. Сургут – Полоцк;
  11. Александровское – Анжеро-Судженск;
  12. Красноярск – Ангарск;
  13. Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;
  14. Нефтепровод «Восточная Сибирь» – Восточная Сибирь – Тихий океан;
  15. Каспийский трубопроводный консорциум – месторождения Западного Казахстана – российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).
  16. В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор.
Читайте также:  Тирет способ применения для труб

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

  • Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:
  • — Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород;
  • — Уфа – Омск – Новосибирск;
  • — Нижнекамск – Одесса.

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов – Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь – Москва; Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград; Средняя Азия – Урал и Средняя Азия – Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск.

Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой – Помары – Ужгород – страны Восточной и Западной Европы.

Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс.

В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково – Ухта.

Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия – Хабаровск – Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов – для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

Трубопроводная транспортировка

Является наиболее дешевым способом, которым осуществляется транспорт и транзит нефтепродуктов. Любой трубопровод, диаметр трубы которого более 219 миллиметров, а протяженность – больше 50-ти километров, называется магистральным.

Существуют также местные и внутренние трубопроводы. Первые соединяют между собой объекты предприятий различной сферы деятельности (например, промыслы и приемные станции магистрали), вторые – находятся на территории предприятий нефтяного комплекса.

Основная масса нефтепродукции транспортируется по магистральным трубопроводам. Их диаметр достигает 1620 миллиметров, а давление может доходить до 100 атмосфер. Газовый трубопровод называется газопровод, нефтяной – нефтепровод, для транспорта нефтепродуктов – нефтепродуктопровод.

  • Все такие трубопроводы устроены по одному принципу – основная труба, комплекс насосных перекачивающих станций и вспомогательные сооружения (линии электропередач, системы защиты от коррозии и статического электричества и так далее).
  • Магистральный трубопровод
  • В настоящее время используется два способа такой транспортировки – постанционный и транзитный.

Постанционный подразумевает предварительное заполнение резервуара, расположенного на насосной станции, и только после этого продукт идет на следующую станцию. Чтобы обеспечить непрерывность такого процесса, необходимо иметь несколько резервуарных емкостей на каждом насосном пункте. Такой метод дороже, чем транзитный, и применяется только в случаях:

наладки трубопровода;

определения его пропускной способности на каждом перегоне.

Транзитный способ – основной. При этом методе может также применяться резервуар, но поступление в него рабочего потока и откачка его далее происходят одновременно, без заполнения емкости. Кроме того, практикуется и перекачка напрямую – из одного насоса в другой.

  1. 2 Нефтепроводный транспорт на примере ПАО «ТРАНСНЕФТЬ»
  2. Характеристика ПАО Транснефть
  3. Публичное акционерное общестов «Транснефть» (ПАО «Транснефть») было образовано в 1993 г.
  4. Цель Компании — развитие системы магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных поставок на основе применения современных передовых отраслевых технологий, обеспечивающих высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также оптимальный уровень затрат для Компании и потребителей услуг .
  5. Основными направлениями деятельности Компании являются:
  6.     — оказание услуг в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределы;
  7.     — проведение профилактических, диагностических и аварийно-восстановительных работ на магистральных трубопроводах;
  8.     — координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов и других объектов трубопроводного транспорта;
  9.     — взаимодействие с трубопроводными предприятиями других государств по вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов в соответствии с межправительственными соглашениями;
  10.     — участие в решении задач научно-технического и инновационного развития в трубопроводном транспорте, внедрение нового оборудования, технологий и материалов;

    — привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции объектов организаций системы ПАО «Транснефть»;

    — организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах размещения объектов трубопроводного транспорта.

Организация и осуществление транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации являются основным видом деятельности Компании.

Численность работников ПАО «Транснефть» насчитывает  15821 человек, включая филиал в городе Санкт-Петербург и пункты сдачи нефти за рубежом.

ПАО «Транснефть» является холдинговой компанией, в связи с чем владеет контрольными пакетами акций других компаний и осуществляет посредством этого общее руководство данными компаниями.

Компания обеспечивает транспортировку более 90% добываемой в России нефти, а так же значительных объемов углеводородного сырья стран СНГ.

Компания располагает мощной разветвленной сетью магистральных трубопроводов общей протяженностью примерно 48 тыс.

км, оснащенных современным оборудованием, и выполняет все необходимые профилактические, диагностические, регламентные, ремонтно — и аварийно- восстановительные работы, в том числе подводно-технические.

Большое внимание ПАО «Транснефть» уделяет комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой техники и технологий. Инвестиционная политика Компании направлена на решение общесистемных задач развития производственной базы, расширения, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтепроводного транспорта.

ПАО «Транснефть» является естественной монополией и обеспечивает транспортировку нефти нефтедобывающих компаний России, занимая исключительное положение в экономике нефтегазовой отрасли России.

ПАО «Транснефть» является субъектом естественных монополий, 100% голосующих акций компании находятся в федеральной собственности. Уставный капитал ПАО «Транснефть» составляет 7 101 722 (семь миллионов сто одна тысяча семьсот двадцать два) рубля.

  • ПАО «Транснефть» в настоящий момент занимает лидирующие позиции на российском рынке транспортировки нефти. Основными конкурентными преимуществами ПАО «Транснефть» являются:
  • — монопольное положение на рынке трубопроводного транспорта нефти;
  • — низкие операционные затраты по отношению к общему объему транспортируемой нефти по сравнению с железнодорожным и водным транспортом;
  • — низкий уровень тарифов за перекачку нефти по сравнению с аналогичными в странах СНГ и Западной Европы.

Основные рынки, на которых лицо, предоставившее обеспечение, осуществляет свою деятельность: ПАО «Сибнефтепровод» осуществляет свою деятельность в рамках договора подряда между ПАО «Сибнефтепровод» и Головной компанией ПАО «Транснефть», на оказание услуг по транспортировке нефти. Соответственно, единственным потребителем услуг ПАО «Сибнефтепровод» (более 90% от всего объема выручки) является ПАО «Транснефть».

Большое внимание ПАО «Транснефть» уделяет комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой техники и технологий. Инвестиционная политика ПАО «Транснефть» направлена на решение общесистемных задач развития производственной базы, расширения, реконструкции и технического перевооружения объектов нефтепроводного транспорта.

ПАО «Транснефть» действует в четко определенной и относительно стабильной среде регулирования, где главную роль играют государственные органы. ПАО «Транснефть» является субъектом российского законодательства о естественных монополиях.

Поэтому тарифы ПАО «Транснефть» регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), отвечающей за анализ и утверждение таких тарифов, а также контролирующей их применение.

Любое изменение тарифа должно быть утверждено ФСТ России, чья задача состоит в том, чтобы сбалансировать экономические интересы ПАО «Транснефть» с интересами российских нефтяных компаний, имеющих равные права доступа к трубопроводной системе ПАО «Транснефть» в соответствии с Законом о естественных монополиях.

Российской Федерации принадлежат 100% обыкновенных голосующих акций ПАО «Транснефть», которые управляются через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Кроме того, все семь членов Совета директоров ПАО «Транснефть», включая президента Компании, выдвинуты на данные должности и назначены по директивам Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, имея долю собственности в компании и право избрания членов Совета директоров, контролирует операции ПАО «Транснефть», включая утверждение бюджета компании, программы капитальных затрат и осуществления займов.

Правительство Российской Федерации может также иметь значительное влияние на операции ПАО «Транснефть» со стороны регулирующих, налоговых и законодательных органов.

В четвертом квартале 2017 года ПАО «Транснефть» осуществляло основную деятельность, взимая плату за оказанные услуги по тарифам на транспортировку нефти, утвержденным нижеперечисленными приказами органа государственного регулирования естественных монополий — Федеральной службы по тарифам (ФСТ России):

— Приказ ФСТ России от 31.08.2011 № 202-э/2 «Об установлении тарифов на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов»;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *